своими словамиопубликованноекнигикое-какая критикаблогe-mail
шарж Александра Немятого

Александр Хургин

Кое-какая критика

Обозрение Сергея Костырко №9,
20 сентября 1997

Современная русская литература в зеркале критики

Что-то есть в нашем сегодняшнем воздухе, так сказать, располагающее - вслед за "Романом с простатитом" появилась повесть "Остеохондроз". Впрочем, автор "Остеохондроза", писатель Хургин - не последнее перо в нашей литературе. И если он выбрал такое название, то значит, это зачем-то нужно. Во всяком случае, критика уже отнесла эту повесть к заметным явлениям. Вот прочтение этого романа, принадлежащее автору "Независимой газеты" Андрею Урицкому:

"Опубликованная в № 6 журнала ("Дружба народов") повесть Александра Хургина "Остеохондроз" построена как тонкая и сложная мозаика. Центральный персонаж Юрий Петрович Калиночка - современный "маленький" человек, незаметный служащий с "несерьезной" фамилией. Но он не придавлен жизнью, а сознательно поставил себя вне её потока. Он мало чему верит, ничему не удивляется, больше всего ценит собственный одинокий покой и считает, что литература интереснее жизни. Он не равнодушный и не бесчувственный, он твердо убежден в отсутствии смысла. Калиночка - обычный городской житель конца XX века, и однажды он столкнулся лицом к лицу со смертью. И от этой минуты как круги по воде, пошло разбегаться повествование, потому что смерть "может изобрести не только общий, так сказать, сюжет, но и массу мельчайших мелочей, деталей, нюансов, без которых не бывает настоящей литературы, настоящей музыки, настоящей жизни и настоящей смерти". И Хургин цепляет фразу за фразой, эпизод, за эпизод. Составляя причудливый узор и не уставая повторять, что "всё дело в мелочах, и если не обращать внимания на мелочи, всё в жизни усреднится, и потеряет свои "характерные и отличительные черты", и что "приятно всегда бывает именно от мелочей и пустяков, именно они расцвечивают и оживляют течение жизни, а иногда и привносят хоть какой-то смысл в существование каждого отдельного человека". А окружающая действительность предстаёт как цепь абсурдных ситуаций - и то ли Зощенко печально глядит из под бровей, то ли Гоголь невесело смеётся. И даже когда Юрий Петрович сталкивается со смертью, и жизнь его утрачивает равновесие, идет вразнос - трагедия на поверку оказывается фарсом, - но в другом случае фарс оборачивается трагедией.

Мучительное вглядывание приводит к неутешительному выводу: "Но проку нет и во многом другом. Например, в жизни... какой в ней прок, если она то длится себе и длится, хотим мы или не хотим, - то кончается независимо от нас и наших пожеланий?" И всё же Хургин совершает усилие и пишет в конце: в отсутствии смысла свой особый смысл присутствует... отсутствие смысла и бессмыслица суть не одно и то же. Отсутствие смысла не нарушает всеобщей логики и гармонии бытия." И повесть как раз такова - преисполненна внутренней безумной логики и странной гармонии."

Андрей Урицкий,
"Песочные часы. Путешествие по журналам "Дружба народов"",
1997, № 1-6. "Независимая газета" 05.09.97

Вернуться к списку статей

Книги Александра Хургина можно купить. Но можно и не покупать. Но лучше купить

© Александр Хургин, 2013

© Alex Kachanov, разработка сайта, 2011