Перед нами очередной выпуск (пятый) нового информационного издания "Мэйнстрим: 7 хитов сезона (Лето)".
Напоминаем вам, что "Мэйнстрим" означает основное направление, главную линию, главное течение современной литературы. Это значит, что мы отказались от больших и малых литературных речек, речушек и ручейков и сохраняем главное течение, чтобы вы, наши чрезвычайно занятые читатели, не пропустили самых-самых значительных публикаций, которые, на наш взгляд, станут событиями литературной жизни.
В каждом выпуске мы отмечаем семь публикаций. Нам кажется, что это счастливое число.
"Мэйнстрим" выходит четыре раза в год - по сезонам: лето, осень, зима, весна. В данном выпуске "Мэйнстрима" - "Главное течение" современной литературы периода июнь-август 1999г.
...6.Александр Хургин "Сквер"
(Знамя. - 1999. - № 8. - С. 80 - 106.)
Главный герой новой повести А.Хургина - в прошлом преподаватель вуза, в прошлом - художник - оформитель гробов в похоронном бюро "Последний путь", а ныне человек свободной профессии, продает в сквере производимые им самим побрякушки. "…я - человек улицы. Уличный человек. Свободный торговец произведениями искусства широкого потребления. И, наверно, никем другим я больше уже стану, никаких так называемых перспектив мое занятие не предусматривает и не предполагает изначально. На улице служебной лестницы нет."
Однажды, зайдя в магазин погреться, он увидел близко знакомую когда-то женщину. Он стоит и наблюдает, как она делает покупки. И вот, цепляясь друг за друга, незатейливо, иногда вспоминая, иногда философствуя, текут мысли нашего героя, составляя собой канву повести.
Итак, в повести нет сюжета как такового, практически нет действия - есть только мысли человека о себе и о жизни вообще. А в целом получается все довольно любопытно, может быть, потому, что герой думает, а не говорит: "А думать нужно краткими мыслями, мыслями способными мелькать, а не тянуться." Вот так и мелькают его мысли о том, о сем: о себе - неудачнике ("…я не помню, чтобы был кому-то зачем-то нужен или очень необходим. Я не знаю этого ощущения. Наоборот, я всегда понимал и даже твердо знал, что без меня все могут прекрасно обойтись и нет ни одного такого человека, который не может. Мне казалось, что и сам я себе нужен не слишком и в ограниченной минимальной степени и вполне могу обойтись без себя."); о женщинах ("…от неудачной жизни и неудачного мужа любая, самая рядовая обычная женщина с возрастом лучше не становится. Наверно, поэтому я не прожил всю свою жизнь со своей ровесницей, а жил её по кусочку с женщинами разных поколений."); о своей работе в сквере ("Сюда от хорошей жизни работать не идут. Заработки на улице ниже некуда, народ подбирается вышеупомянутый - в смысле так себе народ. Скандальный, уязвленный, мало чем обеспеченный и от всего этого злой. А к тем, кто сегодня на улице работает, добавилось много таких, которые здесь и живут. Их много, и чем дальше, тем становится больше. Среди них полно местного населения всех возрастов, но до чёрта и чужих, пришедших издалека. Страна исчезла, а люди остались, и их выбросили на улицу. Видимо, страны должны исчезать вместе с людьми, иначе людям неизвестно, как потом жить."); о жизни ("Все, кому приходилось писать автобиографию, со мной согласятся. Редко она требует двух страниц. Обычно укладывается в одну. Сколько бы вы ни жили - хоть пятьдесят лет, хоть семьдесят. Наверно, главные события в жизни - это те, которые остаются между строк, и между слов, и вне биографии. И вот, если начать рассказывать о них, не хватит никакого времени - на рассказ и на переживания уйдёт его столько же, сколько ушло на проживание. Значит, придётся прожить всё повторно. Что не в наших скромных силах - жизнь, как известно, даётся человеку один раз. И, к сожалению, непонятно - зачем.")
Вот о чём может напридумывать человек, случайно увидев в хлебном магазине когда-то близко знакомую женщину. Женщину, которую "готов был и любить, и терпеть"...
Не без достоинств повесть днепропетровца Александра Хургина "Сквер" - история человека, живущего без свойств, привязанностей и судьбы (когда-то - технарь, потом - писатель, потом - дизайнер, теперь - продавец своих поделок в городском сквере) и полегоньку из-за того тоскующего. Случайная встреча с первой женой. Прорвавшееся чувство. Надежда на что-то. Может, бессмысленная, а может, и нет. При некоторой банальности сюжета характер выписан убедительно, а слог, как обычно у Хургина, живой и радующий.
© Александр Хургин, 2013
© Alex Kachanov, разработка сайта, 2011